Зонирование пространства офиса
Цель зонирования офисного помещения - удобство персонала и комфорт посетителей. Для этого важно продумать рациональное использование полезного пространства помещения. Специалисты строительной компании «МодульГласс» рекомендуют продумать расположение всех элементов и функциональных зон еще на этапе планирования офиса.
Варианты зонирования
В настоящий момент для разделения офисного пространства создано три основных типа планировки, которые чаще всего применяют на практике:
- Открытая. Данный вид зонирования предусматривает создание одного большого помещения, в котором работают все сотрудники компании. При этом для каждого человека выделено персональное место. Для разделения функциональных зон используют небольшие офисные перегородки.
- Кабинетная. Предусматривает создание для каждого сотрудника отдельной комнаты, огражденной со всех сторон от общей зоны.
- Смешанная. Популярный офисный вариант, поскольку на одном участке есть отдельные кабинеты для руководящего звена и открытое пространство для штатных менеджеров. Это удобный вариант при зонировании функциональных отделов компании.
Если офисная работа ведется на основе решения коллективных задач, то наиболее удобным вариантом станет открытый вариант планировки в помещении. Такой тип зонирования с рациональным распределением мест существенно экономит полезное пространство. Что касается кабинетного варианта, то он будет актуален для размещения руководителей или сотрудников, которые ведут прием клиентов в офисе. Это обеспечит комфортную работу в тишине и предоставит удобство для посетителей. Смешанный вид объединяет преимущества двух предыдущих вариантов зонирования, что позволяет создать оптимальные условия для коллектива.
При разделении рабочего помещения выделяют две зоны:
- фронт-офис (Front-office)
- бэк-офис (Back-office)
Зона Front-office
Представляет собой общую планировку и создание зон доступных для посетителей и клиентов компании. Сюда входят приемные, конференц-залы, холлы и рабочие места для сотрудников, которые выполняют прием посетителей. На этот участок возложены представительские функции.
Главная задача создать первое положительное впечатление посетителей. В данной зоне актуально использовать фирменные цвета, эмблемы и тематическую инсталляцию. Для зонирования актуальными будут стеклянные перегородки, которые разделят пространство и подчеркнут достоинства интерьера. Поскольку этот участок помещения предусматривает высокую проходимость, желательно, чтобы отделка выполнялась износостойкими материалами. Это же правило касается мебели и предметов общего пользования.
В процессе планирования выделяют такие участки: переговорная, рецепция и места сотрудников, которые ведут прием посетителей. Также здесь может обустраиваться кабинет директора. Это актуально в случае, если руководитель часто встречается с клиентами.
В процессе зонирования важно четко продумать основные потоки движения людей и обеспечить четкую и понятную навигацию по помещению. Соответственно, первое, что должен видеть посетитель при входе – рецепцию или приемную. Наиболее удобным местом расположения является лобби или холл. Именно на этом участке клиенты получают необходимую информацию о дальнейшем следовании.
Вблизи приемной требуется создать комфортную зону ожидания. Для этого устанавливается журнальный столик, кресла, стулья или диваны.
Эксперты рекомендуют провести правильную иерархию расположения рабочих мест в офисе. Ведущие специалисты, которые принимают больший поток клиентов должны находиться ближе ко входу. Отлично, если такие зоны будут изолированы перегородками, что предоставит дополнительный уют и комфорт посетителю. Если позволяет бюджет и пространство нелишним будет обустройство кабинета, что придаст ощущения индивидуальности и приватности.
На этапе планировки и проработки зонирования в Front-office, важно отдельно расположить помещения для обучающих и групповых встреч. Удаленность от выхода напрямую зависит от частотности использования этих участков. Если время обслуживания клиентов занимает более 20 минут, актуальным является обустройство санузла и гардероба. Это обеспечит комфорт и станет плюсом в лояльности посетителей.
Зонирование Back-office
Эта часть офисного помещения является закрытой для посетителей. На территории может располагаться несколько типов помещений с разным назначением.
Рабочее пространство. Эта зона может иметь открытую планировку с разбивкой мест по группам или рабочим участкам. Кроме этого возможно и создание изолированных кабинетов, в котором располагается по 1-4 сотрудника. Таким образом получается сформировать как персональные места, так и территории, где можно совместно решать задачи и проводить совещания.
В этом же пространстве находятся кабинеты руководства, которые могут занимать много пространства. Комнаты могут иметь приемную, зал совещаний, при этом они закрытые от других помещения.
Комната отдыха. Является обязательной при открытой планировке. Если же офис разделен на кабинеты, то необходимость в ней снижается. Желательно, чтобы место для отдыха располагалось в наиболее оживленном участке. Кроме продуманного зонирования, нужно побеспокоиться о комфорте: мебель, бытовая техника и т.д. Для больших офисов открытого типа не лишней станет «комната тишины», где можно изолироваться от общей суеты.
Столовая. Может быть единым помещением с зоной для отдыха. Для больших компаний желательно выделять участки для питания на каждый отдел.
Вспомогательные помещения. К ним относятся гардеробные, санузлы, серверные, кладовые и архивные комнаты. Количество и назначение определяется спецификой деятельности.
Четкая планировка и зонирование офисного помещения обеспечивает комфорт сотрудников и клиентов. Важно понимать, что удобство напрямую влияет на производительность и общий доход компании.
Перегородки могут также служить в качестве носителя корпоративной культуры: баннеры, логотипы, слоганы и мотивационные надписи. Для зонирования часто используют алюминиевые офисные перегородки, которые позволяют создать отдельные функциональные зоны для сотрудников.